Поправки НАБ в Налоговый кодекс

11.06.2018 12 6

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА по предлагаемым изменениям и дополнениям в Кодекс Республики Казахстан

«О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

 

№ п/п

Структурный элемент

Действующая редакция (вопрос, проблема)

Предлагаемая редакция (пути решения)

Обоснование

1

Новый пп.76) п.1 ст.1

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

76) отсутствует

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

76) рейтинговые услуги – услуги по предоставлению рейтинговых заключений, отражающих оценку кредитоспособности конкретных долговых обязательств, эмиссий или заемщиков, как на территории Казахстана, так и на любом зарубежном или международном рынке и выдаваемых в соответствии с применимой шкалой, в которой кредитный риск определяется на международно-сопоставимой основе на дату присвоения такого рейтинга

В целях определения порядка налогообложения рейтинговых услуг необходимо внесение понятия рейтинговых услуг.

2

п. 2 ст. 19

 

Статья 19.   Права и обязанности налоговых органов

2. Налоговые органы обязаны:

16) отсутствует

 

Статья 19.    Права и обязанности налоговых органов

2. Налоговые органы обязаны:

16) предоставлять доступ для просмотра своего лицевого счета налогоплательщику

В Налоговом кодексе, действовавшем до 31.12.2017 года, обязанность по предоставлению доступа была отражена, в новом Налоговом кодексе такой обязанности не предусмотрено. В связи с чем предлагаем пункт 2 статьи 19 Налогового кодекса дополнить соответствующим положением.

3

п. 2 ст. 43

 

Статья 43.    Особенности налогового учета доверительного управляющего, исполняющего налоговое обязательство по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам

2. Доверительный управляющий составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации – по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом или иному случаю возникновения доверительного управления имуществом и прочей деятельности.

Статья 43.    Особенности налогового учета доверительного управляющего, исполняющего налоговое обязательство по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам

 

 

2. Доверительный управляющий составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации – по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом или иному случаю возникновения доверительного управления имуществом и прочей деятельности.

При передаче государственными учреждениями имущества в доверительное управление отдельное приложение к декларации не составляется, доходы и затраты для целей исчисления корпоративного подоходного налога являются доходами и затратами доверительного управляющего.

Согласно п.1 ст.222 Налогового кодекса государственные учреждения не являются плательщиками КПН, следовательно, определение КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями является неправомерным.

Компания обслуживает гос. объекты в доверительном управлении для обеспечения газом населенных пунктов. ДДУ являются убыточными, компенсация затрат на обслуживание и эксплуатацию объектов доверительному управляющему не производится, убытки покрываются доходами от основной деятельности. При требовании выделения доходов и вычетов в целях определения КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями, приведет к увеличению расходов у доверительного управляющего, и так несущего убытки для содержания объектов, находящихся в коммунальной собственности ГУ. В таком случае доверительный управляющий расторгнет все ДДУ с ГУ, что приведет к потерям бюджета в связи с необходимостью самостоятельно содержать такие объекты.

4

п. 2 ст. 42

 

Статья 42.    Общие положения по учету доходов, затрат и имущества, возникающих в результате доверительного управления имуществом, по корпоративному и индивидуальному подоходному налогу

2. Доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по договору доверительного управления обязан вести раздельный учет в соответствии со статьями 194 и 195 настоящего Кодекса.

Статья 43.    Общие положения по учету доходов, затрат и имущества, возникающих в результате доверительного управления имуществом, по корпоративному и индивидуальному подоходному налогу

 

 

2. Доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по договору доверительного управления обязан вести раздельный учет в соответствии со статьями 194 и 195 настоящего Кодекса.

 

В случае передачи государственными учреждениями имущества в доверительное управление ведение раздельного налогового учета доверительным управляющим для целей исчисления корпоративного подоходного налога не требуется.

Согласно п.1 ст.222 Налогового кодекса государственные учреждения не являются плательщиками КПН, следовательно, определение КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями является неправомерным.

 

5

Наименование,

п. 1-1,

41

Статья 41. Особенности исполнения налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление государственными учреждениями

1-1. отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 41. Особенности исполнения налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление отдельными категориями юридических лиц

1-1. Налоговое обязательство по налогам, не указанным в пунктах 1 и 2 статьи 40 настоящего Кодекса, и плате за пользование земельным участком по деятельности по доверительному управлению вправе исполнять доверительный управляющий в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

1) учредитель доверительного управления является:

национальным управляющим холдингом или

национальной компанией или

юридическим лицом, 50 и более процентов голосующих акций которого принадлежат национальному управляющему холдингу или национальной компании

или

юридическим лицом, 50 и более процентов долей участия в уставном капитале которого принадлежит национальному управляющему холдингу или национальной компании;

2) имущество, полученное в доверительное управление, подлежит учету у доверительного управляющего в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Срок действия – с 01.01.2018 по 01.01.2020 гг.

 

Новые правила по ДДУ ухудшают положение участников ДДУ.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 25.05.2013г. №516 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 22.05.2013г. №571 «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики», АО «Самрук-Қазына» (далее – Фонд) принял от государства по Договору мены республиканское имущество – газотранспортные активы и сооружения на них, расположенные на территории Республики Казахстан (далее – Имущество) и эксплуатируемые АО «Интергаз Центральная Азия» и АО «КазТрансГаз Аймак» (далее - КТГ-Аймак), в соответствии с договорами доверительного управления (далее - ДДУ).

В рамках реализации вышеуказанного постановления передача имущества, в том числе газопроводов, государственным органом в Фонд, а от Фонда далее в национальные компании, осуществляется системно и поэтапно. Осуществляется передача Имущества в АО НК «КазМунайГаз» (далее – КМГ) в оплату акций КМГ, далее таким образом производится передача от КМГ в АО «КазТрансГаз». Конечным получателем активов газотранспортной системы являются ИЦА и КТГ- Аймак.

В этом случае, по такому имуществу Фондом и национальными компаниями используется и в дальнейшем планируется использование института доверительного управления, как наиболее приемлемого, в том числе и в налоговых целях, варианта доведения полученного имущества до конечного собственника.

В связи с чем, на основании ДДУ ИЦА и КТГ-Аймак по месту нахождения газопроводов производят предоставление налоговой отчетности и уплату местных налогов и платежей в местные налоговые органы, к примеру, ИЦА – в 75 налоговых органах, КТГ-Аймак – в 24 налоговых органах.

На каждом этапе передачи передающая сторона является собственником данного имущества и не использует данное имущество в предпринимательской деятельности, являясь оператором по передаче имущества от государства конечному пользователю. Статья 35 Налогового кодекса, действовавшего до 31.12.2017 г., позволяла возлагать налоговые обязательства по переданному имуществу на доверительного управляющего.

В Налоговом кодексе, действующим с 01.01.2018 г., исполнение всех налоговых обязательств, кроме подоходных налогов и налога на добавленную стоимость, сохраняется за учредителем (собственником) и не может быть возложено на доверительного управляющего, если такой учредитель доверительного управления не является государственным учреждением.

Таким образом, применительно к газотранспортным активам, у каждого последующего собственника, начиная с Фонда (Фонд – КМГ – АО «КазТрансГаз» – ИЦА, КТГ-Аймак) возникают налоговые обязательства по следующим видам налогов: налог на имущество, налог на транспортные средства, плата за пользование земельными участками, плата за эмиссии в окружающую среду.

При этом, Фонд и национальные компании, являясь холдинговыми структурами, не имеют соответствующих структурных подразделений и штата бухгалтеров, которые занимались бы исчислением и уплатой по таким газопроводам на местах. На сегодня данная функция наилучшим образом выполняется ИЦА и КТГ-Аймак, как доверительными управляющими и операторами по газопроводам, которые имеют соответствующее количество филиалов в регионах.

Вместе с тем, объектом обложения налогом на имущество в соответствии со статьей 519 Налогового кодекса, действующего с 01.01.2018 г., является имущество, учитываемое в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Вышеуказанное имущество, в соответствии с МСФО, классифицируется у передающей стороны (Фонд и национальные компании) не как основные средства, а как инвестиции в дочерние организации (акции и доли участий) и находятся на балансе у Доверительного управляющего. Следовательно, ни передающая сторона в связи с тем, что в учете у нее Имущество отражается как инвестиции в дочерние организации, а не в недвижимость, ни Доверительный управляющий в связи с тем, что новая норма не позволяет ему быть плательщиком, не могут признаваться плательщиками налога на имущество.

Таким образом, в целях восстановление ранее действующего порядка представления налоговой отчетности и уплаты местных налогов и платежей по ДДУ по месту нахождения газопроводов доверительными управляющими - ИЦА и КТГ-Аймак, а также установления норм, четко определяющих доверительного управляющего плательщиком местных налогов и платежей по ДДУ, необходимо внесение предлагаемых изменений и дополнений в Налоговый кодекс со сроком введения их в действие с 01.01.2018 г. по 01.01.2020 г.

В случае не внесения предлагаемых изменений и дополнений в Налоговый кодекс потери бюджета, к примеру, по налогу на имущество по газопроводам, передаваемым в ДУ, составят в 2018 г.:

- по ИЦА - 3 166 627,2 тыс. тенге;

- по КТГ-Аймак - более 700 000 тыс. тенге

6

П. 7-1. ст. 490

Статья 490. Налогоплательщики

7-1. отсутствует

Статья 490. Налогоплательщики

7-1. Доверительный управляющий по деятельности по доверительному управлению при одновременном соблюдении условий пункта 1-1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе быть плательщиком налога на транспортные средства, если исполнение налогового обязательства возложено договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего.

 

7

П. 5-1 ст. 498

Статья 498. Плательщики

5-1. отсутствует

Статья 498. Плательщики

5-1. Доверительный управляющий по деятельности по доверительному управлению при одновременном соблюдении условий пункта 1-1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе быть плательщиком налога по земельным участкам, если исполнение налогового обязательства возложено договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего.

 

8

П. 1-1 ст. 518

Статья 518. Определение налогоплательщика в отдельных случаях

1-1. отсутствует

Статья 518. Определение налогоплательщика в отдельных случаях

1-1. Доверительный управляющий по деятельности по доверительному управлению при одновременном соблюдении условий пункта 1-1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе быть плательщиком налога по имуществу, если исполнение налогового обязательства возложено договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего.

9

П. 1-1 ст. 560*

Статья 560. Плательщики платы

1-1. отсутствует

Статья 560. Плательщики платы

1. Плательщиками платы являются лица, получившие:

земельный участок во временное возмездное землепользование (аренду);

участок недр на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых.

Доверительный управляющий по деятельности по доверительному управлению при одновременном соблюдении условий пункта 1-1 статьи 41 настоящего Кодекса, вправе быть плательщиком платы за пользование земельным участком, занятым имуществом, переданным в доверительное управление, если исполнение налогового обязательства возложено договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего.

 

10

Пп.4) п.1 ст.288

Статья 288. Уменьшение налогооблагаемого дохода

4) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях, при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет.

В целях настоящего подпункта расходы на обучение включают:

фактически произведенные расходы на оплату обучения;

фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных уполномоченным органом;

расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих нормы, установленные уполномоченным органом;

фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения.

Статья 288. Уменьшение налогооблагаемого дохода

4) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях, при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет.

В целях настоящего подпункта расходы на обучение включают:

фактически произведенные расходы на оплату обучения;

фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных уполномоченным органом;

расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих нормы, установленные уполномоченным органом;

фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения;

расходы на медицинское страхование.

 

Медицинское страхование обучающихся является одним из обязательных условий обучения .

 

Условия подп. 39 п. 2 ст. 319 исключают материальную выгоду в виде возмещения расходов на медицинское страхование при обучении только в автономной организации образования.

 

С другой стороны расходы на обучение, перечисленные в подп. 4 п. 1 ст. 288, исключаются из налогооблагаемого дохода физического лица.

 

Однако, согласно п. 1 ст. 291 НК, все зарубежные ВУЗы, в т.ч. ведущие, не признаются автономными организациями образования.

Хотя расходы на медицинское страхование несутся наряду с расходами на обучение и проживание обучающихся однако в отношении налогообложения они исключаются из общего порядка для расходов по обучению.

11

П.5 ст.379

Статья 379. Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг

 

5. При реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, услуг по перевозке грузов по системе магистральных трубопроводов датой совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг является последний день календарного месяца, в котором поставлены товары, выполнены работы, оказаны услуги.

Для целей настоящего раздела под коммунальными услугами понимаются работы по очистке сточных систем и канализации, услуги по сбору отходов (мусороудаление), услуги по обслуживанию лифтов, домофонов.  

 

Статья 379. Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг

 

5. При реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, услуг по перевозке грузов по системе магистральных трубопроводов (за исключением магистральных газопроводов), датой совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг является последний день календарного месяца, в котором поставлены товары, выполнены работы, оказаны услуги.

Для целей настоящего раздела под коммунальными услугами понимаются работы по очистке сточных систем и канализации, услуги по сбору отходов (мусороудаление), услуги по обслуживанию лифтов, домофонов.  

 

С 01.01.2018 года АО «ИЦА» (далее – Общество), являясь налогоплательщиком, подлежащим мониторингу, обязано выписывать ЭСФ. Согласно требованиям Налогового кодекса ЭСФ должен быть выписан не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг по транспортировке газа по системе магистральных трубопроводов.

На практике, выписка ЭСФ по таким услугам в такие сжатые сроки не возможна, так как к указанному сроку Обществу не известны объемы фактически оказанных услуг. Так, по магистральным газопроводам «САЦ», «Бухара-Урал», «Союз», «Оренбург-Новопсков», «БГР-ТБА», «Газли-Шымкент» транспортируется газ, распределяемый по нескольким контрактам, в т.ч. по внутренним поставкам, транзиту, экспорту и импорту газа. Для снятия данных с приборов учета специалисты Общества осуществляют выезд на приграничные ГИС, ЗУ (86 объектов), и ГРС (189 объектов), многие из которых находятся в отдаленных и трудно досягаемых (особенно в зимние, осенние и весенние периоды) районах. После сбора сведений со всех узлов учета Обществом ведется работа по анализу данных и распределению объемов оказанных услуг и подписанию технических актов. Таким образом, фактические объемы оказанных услуг по транспортировке газа известны и отражаются в подписанных обеими сторонами актах оказанных услуг по транспортировке газа.

 

С 1 января 2018 года для целей выполнения требований Налогового кодекса Общество обязано до 20 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг выписать ЭСФ по предварительным объемам. После подписания актов оказанных услуг Обществу необходимо будет выписывать дополнительные или исправленные ЭСФ с аннулированием ранее выписанных ЭСФ. Такой процесс выписки ЭСФ, считаем неприемлемым, поскольку приведет к увеличению объема дополнительных или исправленных и аннулируемых ЭСФ, возникновению ошибок и, в конечном итоге, скажется на имидже Общества как налогоплательщике с высокой степенью риска.

В связи с чем, предлагается установить в Налоговом кодексе норму по определению даты совершения оборота по реализации услуг по перевозке грузов по системе магистральных газопроводов не на последний день календарного месяца, в котором оказаны услуги, а на дату подписания актов оказанных услуг с выпиской ЭСФ в течение 15 календарных дней с даты подписания актов оказанных услуг.

12

п. 1 ст. 119

Статья 119. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента)

1. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) производится в случае непогашения налоговой задолженности налогоплательщиком, отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

высокого уровня риска, - по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

среднего уровня риска, - по истечении десяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности.

Статья 119. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента)

1. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) производится в случае непогашения налоговой задолженности налогоплательщиком, отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

высокого уровня риска, - по истечении десяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

среднего уровня риска, - по истечении десяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности/

С учетом того, что согласно ст.137 Налогового кодекса критерии оценки степени рисков являются конфиденциальной информацией, нет уверенности, что добросовестный налогоплательщик не будет отнесен к категории высокого уровня риска и в таком случае один день слишком маленький срок для исполнения уведомления.

13

п 1 ст 132

Статья 132. Порядок проведения мониторинга крупных налогоплательщиков

1. В ходе проведения мониторинга крупных налогоплательщиков уполномоченный орган вправе требовать у налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, представления документов и письменных пояснений, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций.

При этом данное требование должно быть исполнено налогоплательщиками, подлежащими мониторингу крупных налогоплательщиков, в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем вручения требования.

Статья 132. Порядок проведения мониторинга крупных налогоплательщиков

1. В ходе проведения мониторинга крупных налогоплательщиков уполномоченный орган вправе требовать у налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, представления копий документов и письменных пояснений, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций.

При этом данное требование должно быть исполнено налогоплательщиками, подлежащими мониторингу крупных налогоплательщиков, в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем вручения требования.

У крупных налогоплательщиков, подлежащих обязательному мониторингу, огромный объем документов, а также разветвлённая сеть подразделений.

Каким образом такой объем документов должен представляться при их запросе налоговым органом вне налоговой проверки? Данное требование приведет к увеличению материальных и трудовых ресурсов. При этом проведение обязательного мониторинга не освобождает таких налогоплательщиков от проведения налоговой проверки. В связи с чем считаем необходимым требование по представлению документов исключить.

14

Часть вторая п. 2 ст. 152

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

 

2. В проверяемый период включается налоговый период:

который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении, в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость.

 

Если иное не установлено пунктами 3 и 4 настоящей статьи, в проверяемый период, указанный в настоящем пункте, включаются также налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога и которые не превышают срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

 

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

 

2. В проверяемый период включается налоговый период:

который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении, в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость.

 

Исключить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если не подается на возврат за последующий период, для чего включать в проверку, а потом при подаче на возврат НДС за этот период опять производить проверку?

Налоговые органы уменьшают возврат за счет неподтверждения сумм зачета за период не входящий в период возврата

15

п 8 ст 152

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

 

8. В ходе проведения тематической проверки налоговый орган назначает встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика в порядке, определенном статьей 143 настоящего Кодекса.

 

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

 

8. В ходе проведения тематической проверки налоговый орган назначает встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика в порядке, определенном статьей 143 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не распространяются на проведение тематических проверок в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.

В целях исключения противоречия и двоякого толкования положений пункта 8 и 10 статьи 152 Налогового кодекса

16

п 13 ст 152

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

13. Возврат налога на добавленную стоимость производится на основании заключения к акту налоговой проверки по форме, установленной уполномоченным органом, в следующих случаях:

1) при получении ответа на запрос налогового органа в отношении покупателя продуктов переработки в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 393 настоящего Кодекса;

2) при применении статьи 432 настоящего Кодекса.

 

Статья 152. Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость

13. Возврат налога на добавленную стоимость производится на основании заключения к акту налоговой проверки по форме, установленной уполномоченным органом, в следующих случаях:

1) при получении ответа на запрос налогового органа в отношении покупателя продуктов переработки в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 393 настоящего Кодекса;

2) при применении статьи 432 настоящего Кодекса;

3) при получении ответов на запросы на проведение встречных проверок поставщиков проверяемого налогоплательщика, поступивших после завершения налоговой проверки;

4) при устранении поставщиком проверяемого налогоплательщика нарушений, выявленных при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам или при подтверждении налоговым органом достоверности сумм налога на добавленную стоимость по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, неподтвержденных по ранее направленным запросам;

Дополнить положением, который раньше предусматривался в пп.2 п.10 ст.635 Налогового кодекса, действовавшего до 31.12.2017 г..

Отсутствие данной нормы приводит к ущемлению прав налогоплательщика, который подал заявление на возврат. Проверка осуществляется в течение 55 рабочих дней, за этот промежуток времени поставщики вполне успевают устранить допущенные ошибки. Почему бы не вернуть налогоплательщику сумм НДС, которые отразились правильно в ходе проверки, как было ранее.

17

пп 13) п 1 ст 341

Статья 341. Корректировка дохода

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода):

13) выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Положения настоящего подпункта применяются при представлении физическим лицом:

заявления с указанием размера корректировки дохода в пределах, установленных законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

копий подтверждающих документов.

Статья 341. Корректировка дохода

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода):

13) выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Положения настоящего подпункта применяются при представлении физическим лицом:

заявления с указанием размера корректировки дохода (кроме доходов в части оплаты труда) в пределах, установленных законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

копий подтверждающих документов.

 

Предлагаем отменить требование об указании размера корректировки в части оплаты труда.

Доходы, исключаемые из налогооблагаемого дохода в соответствии с подп 13 п 1 ст 341 НК, включают доходы по оплате труда в зонах Приаралья, размер которых является непредсказуемым, так как зависит от переменных данных (количества и вида отработанного времени, размера среднего заработка и пр.).

Непредсказуемость размера корректировки усложняет процедуру сбора заявлений, что вызывает следующее:

 

·            Ежемесячный сбор заявлений от работников;

·            Оказывает нагрузку на работодателя, так как ежемесячно требует сначала рассчитать размер выплат, затем сообщить их работникам, собрать заявления, сличить размер выплат, указанных в заявлениях с рассчитанными, произвести налогообложение и выплатить заработную плату не позднее первой декады месяца следующего месяца (ст 113 Трудового кодекса);

·            Оказывает нагрузку на работников, так как ежемесячно в ограниченные сроки работник должен представить заявления с указанием размера корректируемых выплат по оплате труда работодателю (особенно сложно работникам, выполняющим работы вахтовым методом)

18

п 3 ст 343

Статья 343. Особенности применения налоговых вычетов у налогового агента

3.Физическое лицо вправе применить определенный вид налогового вычета только у одного налогового агента.

 

Статья 343. Особенности применения налоговых вычетов у налогового агента

3. В течение календарного месяца физическое лицо вправе применить определенный вид налогового вычета только у одного налогового агента.

Либо:

3. Физическое лицо вправе применить определенный налоговый вычет только у одного налогового агента.

Без поправки ограничивается право на применение вычета.

Например, право на стандартный вычет 1МЗП у работника, в течение года сменившего работодателя:

Н-р, работник в течение полугода пользуется вычетом в 1МЗП, затем увольняется и следующие полгода работает у другого работодателя. Из-за данной редакции применения вычета работник не сможет воспользоваться им у второго работодателя.

19

П.4 ст.343

Статья 343. Особенности применения налоговых вычетов у налогового агента

4. В случае если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания индивидуального подоходного налога с такого дохода, то физическое лицо вправе в течение календарного года, в котором производилась выплата дохода, и календарного года, предшествующего ему, представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов, подлежащих налогообложению.

Статья 343. Особенности применения налоговых вычетов у налогового агента

4. В случае если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания индивидуального подоходного налога с такого дохода, то физическое лицо вправе в течение календарного года, в котором производилась выплата дохода, и календарного года, предшествующего ему, представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент применяет в течение текущего календарного года соответствующие вычеты в размере неприменённых в прошлых периодах, при этом вычеты за прошлые периоды применяются после вычетов текущего года в последовательности, указанной в пункте 1 стать 342.

Поправка устранит необходимость налогового перерасчета за прошлые периоды, что облегчит работу налоговым агентам, так как программное обеспечение зачастую не позволяет производить налоговый перерасчет и формирование дополнительных деклараций за прошлые периоды в автоматическом режиме.

20

ст 403

 

Статья 403    Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет

Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, предусмотренное настоящей статьей, производится в том налоговом периоде, в декларации за который налог на добавленную стоимость признан как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет.

 

Статья 403    Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет

Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, предусмотренное настоящей статьей, производится в том налоговом периоде, в котором вступило в законную силу решение суда.

 

 

Налоговые органы предлагают исключить из зачета НДС по всем операциям за несколько лет с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, по которым проводится расследование по признакам лжепредпринимательства, при этом не учитывается, что работа производилась, услуги оказаны, товары поставлены.

Налоговые органы проводят   ежеквартальный камеральный контроль, тематические и документальные проверки налогоплательщиков-покупателей, у которых были сделки    с ИП и юридическими лицами, снятыми позднее с регистрационного учета   в связи с признанием лжепредприятием. При этом не ставится под сомнение, что фактически сделки состоялись, были использованы в целях облагаемого оборота, а встречная проверка обеих сторон подтвердила достоверность сведений, отраженных в налоговой отчетности, как покупателя, так и продавца, и исполнение ими обязательств перед бюджетом.

Таким образом, наказание несет добросовестный налогоплательщик, неся убытки и оплачивая пени при корректировке налоговой отчетности за прошлые периоды.

Для снижения убытков добросовестных налогоплательщиков нужно производить корректировку не за прошлые годы, а в том налоговом периоде, когда поставщик признан лжепредприятием.

21

п 5,6 ст 431   

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

5. Сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщику ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса в пользу данного налогоплательщика, пеня, перечисленная ранее налогоплательщику и приходящаяся на возвращенную сумму превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

6. Суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса.

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

5. Сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщику ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса в пользу данного налогоплательщика, пеня, перечисленная ранее налогоплательщику и приходящаяся на возвращенную сумму превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

6. Суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса.

При этом суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, выявленные по результатам внеплановых проверок (налогового контроля) и ранее подтвержденные налоговыми проверками (налоговым контролем) подлежат уплате в бюджет без начисления пени.

Для исключения нормы позволяющего уплатить сумму налога и начисление пени по результатам внеплановых проверок по ранее возвращенным суммам НДС, которые были подтверждены налоговыми проверками.

На практике, в ходе внеплановых проверок за ранее проверенные периоды могут не подтвердиться взаиморасчеты с поставщиками товаров, работ, услуг (в связи с отсутствием НП и т.д.). При этом в ходе предыдущих налоговых проверок данные взаиморасчеты были подтверждены, имеются акты встречных проверок, ответы на запросы, поставщиком не были представлены дополнительные декларации и т.д. Однако при внеплановой проверке материалы предыдущих проверок не учитываются.     

22

п 7 ст 431

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

7. Отсутствует

 

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

7. Налогоплательщик вправе самостоятельно осуществить возврат в бюджет ранее возвращенную из бюджета сумму превышения налога на добавленную стоимость с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Налогового кодекса    на основании представленной дополнительной декларации по налогу на добавленную стоимость.

 

На презентациях проекта нового Налогового кодекса КГД МФ РК объявлялось о предоставлении возможности налогоплательщику самостоятельно (без проведения проверки) уплатить в бюджет суммы НДС в случае предоставления дополнительных ФНО, повлекших снижение сумм зачета НДС за проверенный период, ранее возвращенных из бюджета или повлекших занижение превышения сумм НДС, ранее предъявленного к возврату.

 

В связи с чем, предлагаем установить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую возможность возврата НДС, ранее возвращенного из бюджета, налогоплательщиком самостоятельно без проведения налогового контроля путем представления дополнительной налоговой отчетности за соответствующий(-ие) налоговые периоды.

 

П.3 ст 484

Статья 484. Объект налогообложения

3. Из объекта налогообложения исключаются:

1) обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании;

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса;

4) доходы, установленные в подпункте 10) пункта 1 статьи 654 настоящего Кодекса;

5) выплаты, производимые за счет средств грантов.

Положения настоящего подпункта применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта.

 

Статья 484. Объект налогообложения

3. Из объекта налогообложения исключаются:

1) обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании;

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса;

4) доходы, установленные в подпункте 10) пункта 1 статьи 654 настоящего Кодекса;

5) выплаты, производимые за счет средств грантов.

6) компенсационные выплаты, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя - физического лица либо ликвидации работодателя - юридического лица, сокращения численности или штата работников, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

7) компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем работникам за неиспользованный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

Положения настоящего подпункта применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта.

В старой редакции НК из объекта налогообложения социальным налогом исключались также компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем при расторжении трудового договора и за неиспользованный отпуск.

Во избежание увеличения налоговой нагрузки на работодателя следует дополнить (вернуть) прежние исключения из объекта налогообложения (подп. 6 и 7)

23

п.1 ст 509

Статья 509 Налоговые ставки на земельные участки, выделенные под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции, занятые под казино, а также не используемые в соответствующих целях или используемые с нарушением законодательства Республики Казахстан

1. Земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

Статья 509 Налоговые ставки на земельные участки, выделенные под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции, занятые под казино, а также не используемые в соответствующих целях или используемые с нарушением законодательства Республики Казахстан

1. Земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

Положение настоящего пункта не распространяется на земли, занятым АЗС, используемым только для производственных нужд.

Производственные компании для собственных нужд устанавливают компактные АЗС для заправки своих транспортных средств в удаленных районах. Реализация ГСМ отсутствует, доходы от АЗС не получают, при этом Налоговым кодексом не учитывается разница между АЗС для извлечения дохода от реализации ГСМ и АЗС, предназначенного для производственных нужд, соответственно, сумма земельного налога подлежит увеличению в 10 раз независимо от предназначения АЗС.

 

24

п 2 ст.516

Статья 516. Налоговая отчетность

2. Налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение налогового периода) срока уплаты текущих платежей:

расчет текущих платежей - при возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода, за исключением возникших после последнего срока уплаты текущих платежей;

дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты - при изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств после последнего срока уплаты текущих платежей налогоплательщики расчет текущих платежей не представляют.

Статья 516. Налоговая отчетность

2. Налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение налогового периода) срока уплаты текущих платежей:

расчет текущих платежей - при возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода, за исключением возникших после последнего срока уплаты текущих платежей;

дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты - при изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств после последнего срока уплаты текущих платежей налогоплательщики расчет текущих платежей не представляют.

При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

В ранее действовавшей редакции Налогового кодекса конкретно указано, что изменения обязательств учитывается по состоянию на первое число месяца уплаты.

В проекте данное уточнение отсутствует, в связи с чем возникают вопросы при поступлении/выбытии объектов налогообложения в месяц по срокам уплаты, т.е. в феврале, мае, августе, ноябре.

Например, приобретен земельный участок датой 15 мая, при этом документы поступают позднее. Когда должен быть подан дополнительный расчет при сроке уплаты 25 мая, если срок представления отчетности 15 мая? В связи с чем предлагаем дополнить пункт 2 статьи 516 соответствующей нормой.

25

п 2 ст 525

Статья 525. Налоговая отчетность

2. Налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение налогового периода) срока уплаты текущих платежей:

расчет текущих платежей - при возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода, за исключением возникших после последнего срока уплаты текущих платежей;

дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты - при изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств после последнего срока уплаты текущих платежей налогоплательщики расчет текущих платежей не представляют.

 

Статья 525. Налоговая отчетность

2. Налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение налогового периода) срока уплаты текущих платежей:

расчет текущих платежей - при возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода, за исключением возникших после последнего срока уплаты текущих платежей;

дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты - при изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств после последнего срока уплаты текущих платежей налогоплательщики расчет текущих платежей не представляют.

При изменении налоговых обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно

 

В действующем до 31.12.2017 г. Налоговом кодексе конкретно указано, что изменения обязательств учитывается по состоянию на первое число месяца уплаты.

В новом Налоговом кодексе данное уточнение отсутствует, в связи с чем возникают вопросы при поступлении/выбытии объектов налогообложения в месяц по срокам уплаты, т.е. в феврале, мае, августе, ноябре.

 

В связи с чем предлагаем дополнить пункт 2 статьи 525 Налогового кодекса соответствующим положением.

 

 

 

 

© 2018 Интернет портал "ИРИС"

Яндекс.Метрика

Наверх