Сокращены основания для проведения внеплановых налоговых проверок с 32 до 12

13.02.2018 35 0 0

Налоговый кодекс с 2018 года включает до­полнения и изменения, вносимые целым рядом законодательных актов. В том числе изменения и дополнения коснулись вопросов проведения налоговых проверок.

В целях конкретизации  видов проверок статья 627 Кодекса разделена на несколько статьей, в результате чего такие проверки, как комплексная, тематическая, встречная и хронометражное обследование изменены на формы. С целью приведения в соответствие с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан виды налоговых проверок определены как выборочная и внеплановая, со значительным сокращением оснований для проведения внеплановых налоговых проверок с 32 до 12  или на 62 %.

В статье 139 для отбора налогоплательщика для проведения проверки   законодательно закреплено применение системы управления рисками, с отменой положения о привлечение специалиста со стороны налогоплательщика.

Статья 140 дополнена положением по вопросу направления запросов лицам, которые осуществляли операции с налогоплательщиками, по которым проводятся налоговые проверки. Также, пунктом 6 включена норма, о не включении в проверку налогового периода, по которому проводился аудит по налогам, в проверяемый период. (вводится в действие с 1 января 2020 года.)

В целях прозрачности процедур проведения налоговых проверок статьями 155,156 устанавлены права и обязанности проверяемого и проверяющего   лиц, в целях  снижения  возникновения споров по процедуре проверки.

В статье 142 расширен перечень тематических проверок с добавлением 6-ти подпунктов, с приостановлением введения в действие подпунктов 15,17 с 1 января  2020 года, а именно:

15) наличия сопроводительных накладных на товары и соответствия наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары:  при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан;    при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;  при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;

16) наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;

17) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия лицензии; 

22) соблюдения порядка выписки счетов-фактур в электронной форме;

23) подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации;

24) неисполнения решения в рамках мониторинга крупных налогоплательщиков .

С текущего года тематическая проверка не проводится  в случаях определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда и рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводимая по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента);

Новыми пунктами дополнена статья 145, а именно:

- по вопросу не проведения налоговых проверок за ранее проверенный период в период обжалования результатов проверки;

- по вопросу не проведения налоговой проверки за те налоговые периоды, в которых налогоплательщик состоял на горизонтальном мониторинге; (вводится в действие с 1 января 2019 года.)

- по вопросу назначения налоговой проверки за непроверенный налоговый период, в связи с оформлением дополнительного предписания.

Статьей 147 исключены перечень проверок, по которым не направляется или не вручается извещение о проведении налоговой проверки не менее чем за 30 календарных дней до ее начала и вопросов, подлежащих проверке указываемых в предписании.

В статья 148   НК РК  в 2018 году  изменился перечень причин, по которым налогоплательщик может отказать должностным лицам налоговых органов в доступе на территорию и (или) в помещение налогоплательщика.

Теперь не допускаются к проверке сотрудники налоговых органов, при  непредъявлении служебного  удостоверения, с подписанием акта о недопуске понятыми лицами.

В то же время причиной к недопуску  не является тот факт, что сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли.

В статье 149   добавлена норма о том, что налоговая проверка не может быть прекращена в связи с прекращением уголовного дела, а также  по налоговому заявлению налогоплательщика. 

Согласно изменениям, внесенным в ст.152   с текущего  года, для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, помимо указания требования о возврате в декларации по НДС, необходимо также представить налоговое заявление на возврат.

В целях создания благоприятных условий для бизнеса, введена новая статья 150  с положениями о стандартном файле проверки, который вступит в действие с 1 января 2019 года. Внедряется   ИС E-аудит (электронный аудит), которая предусматривает, проведение налогового аудита на основе предоставляемого налогоплательщиком  стандартного файла аудита (SAF-T), т.е. минимизируется контакт плательщика с проверяющими лицами, сокращаются издержки бизнеса.

Данная система сейчас дорабатывается, и тестируются в узком кругу налогоплательщиков.

Стандартный файл аудита (SAF-T) представляет собой рекомендованный ОЭСР международный стандарт для представления в электронной форме учётных данных организаций налоговым органам, внешним аудиторам и позволяет создавать средствами программного обеспечения налогоплательщика электронный файл, который содержит достоверные данные о транзакциях  и операциях из системы учёта, охватывает определённый период времени и легко читается в силу стандартизации его структуры и формата.

Мировой опыт: внедрено в Португалии, Люксембург, Австрии, Франции, Великобритании, Голландии, Японии, Германии, Канаде, Австралии, в качестве Пилотного внедрения Норвегия (изменения в законодательство приняты в августе 2015 года, официальное внедрение с 1 января 2017 года), Польша (публикация первой версии в феврале 2015 года, поэтапное введение требования о представлении SAF-T с июля 2016 года).

Кроме этого, если раньше при ликвидации налогоплательщика одно из обязательных условий было проведение налоговой проверки, то в настоящее время благодаря проводимым реформам в части администрирования, упрощен порядок ликвидации отдельных категорий налогоплательщиков, т.е. налогоплательщики могут прекращать деятельность по результатам заключения частной аудиторской компании. Таким образом, впервые в Казахстане монополия на государственный налоговый аудит уходит в прошлое и данный вид услуги передан в конкурентную среду.

При этом налогоплательщики должны соответствовать следующим условиям:

  1. общая сумма совокупного годового дохода должна быть не более 150 000 кратного месячного расчетного показателя (360 750 0000 тенге);

  2. наличие аудиторского заключения по налогам, составленное аудиторской организацией не позднее двадцати дней до даты  предоставления заявления о прекращении деятельности.

Налоговый орган не позднее десяти рабочих дней со дня получения документов обязан осуществить камеральный контроль.

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, прекращающему деятельность, вручается уведомление об устранении нарушений.

В случае не исполнения уведомления и (или) несогласия налоговых органов с пояснениями, представленными налогоплательщиком, налоговым органом проводится документальная проверка.

Наряду с этим, деятельность частной практикой (адвокатов, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, профессиональных медиаторов) будет прекращаться на основе камерального контроля, без проведения налоговой проверки


Примечание:

2017г. - 17 статьи (627,629,631,632,633,634,635,635-1,636,636-1,637,638, 639,640,641,642,643),

2018 г. - 27 статьи (138,139,140,141,142,143,144,145,146,147,148,149,150,151,152, 153,154,

155,156,157,158,159,160,161,162,163,164).

                

    Департамент государственных доходов по

Южно-Казахстанской области

Проголосовать: 

Рассылка

Онлайн-мероприятия

Практические рекомендации по формированию годового отчета за 2017 год (бухгалтерский, налоговый учет, камеральный контроль)
14.02.2018
Практические рекомендации по формированию годового отчета за 2017 год (бухгалтерский, налоговый учет, камеральный контроль)

Электронные счета-фактуры, с КГД и разработчиками - Астана
12.02.2018
Электронные счета-фактуры,  с КГД и разработчиками - Астана

Приглашаем Вас на семинар Электронные счета-фактуры,  с КГД и разработчиками 

Дата и время:  09 марта, Астана 

© 2018 Интернет портал "ИРИС"

Яндекс.Метрика

Наверх